О тестировании

Расписание ЦТ/ЦЭ−2024

ДатаЦТ
27 мая (пн)физика, математика, химия, биология, иностранные языки, история Беларуси, всемирная история (новейшее время), обществоведение, география
30 мая (чт)белорусский язык, русский язык
3 июня (пн)математика, биология, иностранные языки, география, всемирная история (новейшее время)
6 июня (чт)физика, химия, история Беларуси, обществоведение
19 июня (ср)резерв: все учебные предметы
21 июня (вт)резерв: все учебные предметы, кроме русского языка и белорусского языка
23 июня (чт)резерв: русский язык и белорусский язык
ДатаЦЭ
27 мая (пн)физика, математика, химия, биология, иностранные языки, история Беларуси, всемирная история (новейшее время), обществоведение, география
30 мая (чт)белорусский язык, русский язык
19 июня (ср)резерв: все учебные предметы

Источник.

На нашем сайте пред­став­ле­ны около 1000 за­да­ний для под­го­тов­ки к ЦТ по фи­зи­ке. Общий план эк­за­ме­на­ци­он­ной ра­бо­ты пред­став­лен ниже.



ПЛАН ЭК­ЗА­МЕ­НА­ЦИ­ОН­НОЙ РА­БО­ТЫ ЦТ ПО ФИ­ЗИ­КЕ 2024 ГОДА
читать полностью: спецификация.


Ра­бо­та со­сто­ит из 40 за­да­ний: за­да­ний I уров­ня слож­но­сти — 5 (16,7%), за­да­ния II уров­ня слож­но­сти — 10 (33,3%), III уров­ня слож­но­сти — 10 (33,3%), IV уров­ня слож­но­сти — 4 (13,3%), V уровня сложности — 1 (3,3%).

За­да­ния с вы­бо­ром вер­но­го от­ве­та (Часть A) — 10, за­да­ний с крат­ким от­ве­том (Часть B) — 20.

Часть А включает задания закрытого типа, выполнение которых предполагает выбор 1, 2 и более правильных ответов из пяти предложенных. Часть В включает задания открытого типа, при выполнении которых необходимо сформулировать ответ и записать его в виде целого числа в указанных единицах физических величин.

Ра­бо­та рас­счи­та­на на 210 минут.



ОБЪ­ЕК­ТЫ КОН­ТРО­ЛЯ

Аби­ту­ри­ен­ты долж­ны знать/по­ни­мать:

– фи­зи­че­ские яв­ле­ния: ме­ха­ни­че­ское дви­же­ние: рав­но­мер­ное, рав­но­уско­рен­ное по­сту­па­тель­ное дви­же­ние; рав­но­мер­ное вра­ща­тель­ное дви­же­ние; пе­ре­ход ве­ще­ства из од­но­го аг­ре­гат­но­го со­сто­я­ния в дру­гое; элек­три­че­ские вза­и­мо­дей­ствия; теп­ло­вое дей­ствие тока; маг­нит­ные вза­и­мо­дей­ствия; элек­тро­маг­нит­ная ин­дук­ция, са­мо­ин­дук­ция; элек­тро­маг­нит­ные волны; пря­мо­ли­ней­ность рас­про­стра­не­ния света, от­ра­же­ние и пре­лом­ле­ние света, ди­фрак­ция и ин­тер­фе­рен­ция света; фо­то­эф­фект; ра­дио­ак­тив­ность, де­ле­ние ядер;

– смысл фи­зи­че­ских по­ня­тий: путь, пе­ре­ме­ще­ние, ско­рость, сред­няя ско­рость пути и пе­ре­ме­ще­ния, мгно­вен­ная ско­рость, уско­ре­ние; уг­ло­вая и ли­ней­ная ско­ро­сти, пе­ри­од и ча­сто­та рав­но­мер­но­го вра­ще­ния, цен­тро­стре­ми­тель­ное уско­ре­ние, масса, плот­ность, сила (тя­же­сти, упру­го­сти, тре­ния), дав­ле­ние, ат­мо­сфер­ное дав­ле­ние, им­пульс тела, им­пульс силы, гра­ви­та­ци­он­ное поле, ра­бо­та, мощ­ность, ки­не­ти­че­ская энер­гия, по­тен­ци­аль­ная энер­гия, ко­эф­фи­ци­ент по­лез­но­го дей­ствия; пе­ри­од, ам­пли­ту­да, ча­сто­та, фаза ко­ле­ба­ний, длина волны, ско­рость рас­про­стра­не­ния волны; внут­рен­няя энер­гия, внут­рен­няя энер­гия од­но­атом­но­го иде­аль­но­го газа, тем­пе­ра­ту­ра, ко­ли­че­ство теп­ло­ты, удель­ная теп­ло­ем­кость, удель­ная теп­ло­та сго­ра­ния, удель­ная теп­ло­та плав­ле­ния, удель­ная теп­ло­та па­ро­об­ра­зо­ва­ния; элек­тро­маг­нит­ное поле; про­вод­ник, ди­элек­трик, элек­три­че­ский заряд, то­чеч­ный элек­три­че­ский заряд, эле­мен­тар­ный заряд, на­пря­жен­ность элек­три­че­ско­го поля, по­тен­ци­ал элек­три­че­ско­го поля, раз­ность по­тен­ци­а­лов, элек­три­че­ское на­пря­же­ние; элек­тро­ем­кость, ди­элек­три­че­ская про­ни­ца­е­мость ве­ще­ства, энер­гия элек­три­че­ско­го и маг­нит­но­го полей; ис­точ­ник тока, сила элек­три­че­ско­го тока, элек­три­че­ское со­про­тив­ле­ние, удель­ное элек­три­че­ское со­про­тив­ле­ние, элек­тро­дви­жу­щая сила ис­точ­ни­ка тока; ин­дук­ция маг­нит­но­го поля, маг­нит­ный поток, элек­тро­дви­жу­щая сила ин­дук­ции и са­мо­ин­дук­ции, ин­дук­тив­ность; по­ка­за­тель пре­лом­ле­ния; фо­кус­ное рас­сто­я­ние и оп­ти­че­ская сила тон­кой линзы; оп­ти­че­ская раз­ность хода, по­сто­ян­ная ди­фрак­ци­он­ной ре­шет­ки; внеш­ний фо­то­эф­фект, фотон, энер­гия и им­пульс фо­то­на, крас­ная гра­ни­ца фо­то­эф­фек­та, ра­бо­та вы­хо­да; ядер­ная мо­дель атома, пе­ри­од по­лу­рас­па­да; эле­мен­тар­ные ча­сти­цы;

– смысл фи­зи­че­ских за­ко­нов, прин­ци­пов, пра­вил, по­сту­ла­тов: за­ко­на сло­же­ния ско­ро­стей, I, II, III за­ко­нов Нью­то­на, все­мир­но­го тя­го­те­ния, Гука, со­хра­не­ния ме­ха­ни­че­ской энер­гии, со­хра­не­ния им­пуль­са, Ар­хи­ме­да, Пас­ка­ля, пер­во­го за­ко­на тер­мо­ди­на­ми­ки, га­зо­вых за­ко­нов; за­ко­нов со­хра­не­ния элек­три­че­ско­го за­ря­да, Ку­ло­на, прин­ци­па су­пер­по­зи­ции элек­три­че­ских и маг­нит­ных полей; за­ко­нов Ома для од­но­род­но­го участ­ка цепи, для пол­ной цепи, Джо­у­ля – Ленца; Ам­пе­ра; элек­тро­маг­нит­ной ин­дук­ции Фа­ра­дея, пра­ви­ла Ленца; за­ко­нов от­ра­же­ния и пре­лом­ле­ния света; по­сту­ла­тов Эйн­штей­на; за­ко­нов вза­и­мо­свя­зи массы и энер­гии; внеш­не­го фо­то­эф­фек­та; ра­дио­ак­тив­но­го рас­па­да, по­сту­ла­тов Бора, пра­вил сме­ще­ния при α-, β- рас­па­дах;

уметь ре­шать за­да­чи:

– на при­ме­не­ние ки­не­ма­ти­че­ских за­ко­нов по­сту­па­тель­но­го дви­же­ния, за­ко­на сло­же­ния ско­ро­стей, на опре­де­ле­ние пе­ри­о­да, ча­сто­ты, на связь уг­ло­вой и ли­ней­ной ско­ро­стей, на опре­де­ле­ние цен­тро­стре­ми­тель­но­го уско­ре­ния при рав­но­мер­ном вра­ща­тель­ном дви­же­нии, на при­ме­не­ние за­ко­нов Нью­то­на, Гука, все­мир­но­го тя­го­те­ния, со­хра­не­ния им­пуль­са и ме­ха­ни­че­ской энер­гии, Ар­хи­ме­да; на рас­чет ра­бо­ты и мощ­но­сти, на дви­же­ние тел под дей­стви­ем силы тя­же­сти, упру­го­сти, тре­ния; на опре­де­ле­ние пе­ри­о­да, ча­сто­ты и фазы ко­ле­ба­ний, пе­ри­о­да ко­ле­ба­ний ма­те­ма­ти­че­ско­го и пру­жин­но­го ма­ят­ни­ков, ско­ро­сти рас­про­стра­не­ния и длины волны;

– на рас­чет ко­ли­че­ства ве­ще­ства, сред­ней квад­ра­тич­ной ско­ро­сти и сред­ней ки­не­ти­че­ской энер­гии теп­ло­во­го дви­же­ния мо­ле­кул, па­ра­мет­ров со­сто­я­ния иде­аль­но­го газа (дав­ле­ния, объ­е­ма, тем­пе­ра­ту­ры) с ис­поль­зо­ва­ни­ем ос­нов­но­го урав­не­ния мо­ле­ку­ляр­но-ки­не­ти­че­ской тео­рии и урав­не­ния Кла­пей­ро­на – Мен­де­ле­е­ва; на при­ме­не­ние за­ко­на Даль­то­на; на рас­чет ра­бо­ты, ко­ли­че­ства теп­ло­ты, из­ме­не­ния внут­рен­ней энер­гии од­но­атом­но­го иде­аль­но­го газа при изо­тер­ми­че­ском, изо­хор­ном, изо­бар­ном про­цес­сах с ис­поль­зо­ва­ни­ем пер­во­го за­ко­на тер­мо­ди­на­ми­ки, на при­ме­не­ние урав­не­ния теп­ло­во­го ба­лан­са при пе­ре­хо­де ве­ще­ства из од­но­го аг­ре­гат­но­го со­сто­я­ния в дру­гое; на опре­де­ле­ние ко­эф­фи­ци­ен­та по­лез­но­го дей­ствия теп­ло­вых дви­га­те­лей;

– на при­ме­не­ние за­ко­на со­хра­не­ния за­ря­да и за­ко­на Ку­ло­на; на рас­чет на­пря­жен­но­сти и по­тен­ци­а­ла элек­тро­ста­ти­че­ско­го поля; на при­ме­не­ние прин­ци­па су­пер­по­зи­ции для на­пря­жен­но­сти и по­тен­ци­а­ла элек­тро­ста­ти­че­ско­го поля; на опре­де­ле­ние на­пря­же­ния, ра­бо­ты сил элек­три­че­ско­го поля, связи на­пря­же­ния и на­пря­жен­но­сти од­но­род­но­го элек­тро­ста­ти­че­ско­го поля, элек­тро­ем­ко­сти кон­ден­са­то­ра, энер­гии элек­тро­ста­ти­че­ско­го поля кон­ден­са­то­ра;

– на рас­чет элек­три­че­ских цепей с ис­поль­зо­ва­ни­ем фор­му­лы для элек­три­че­ско­го со­про­тив­ле­ния, за­ко­на Ома для од­но­род­но­го участ­ка цепи и пол­ной цепи и за­ко­но­мер­но­стей по­сле­до­ва­тель­но­го и па­рал­лель­но­го со­еди­не­ния ре­зи­сто­ров; на рас­чет ра­бо­ты и мощ­но­сти элек­три­че­ско­го тока, на при­ме­не­ние за­ко­на Джо­у­ля – Ленца; на опре­де­ле­ние ко­эф­фи­ци­ен­та по­лез­но­го дей­ствия ис­точ­ни­ка тока;

– на опре­де­ле­ние силы Ам­пе­ра, силы Ло­рен­ца; на при­ме­не­ние прин­ци­па су­пер­по­зи­ции для маг­нит­ных полей; на рас­чет ха­рак­те­ри­стик дви­же­ния за­ря­жен­ной ча­сти­цы в од­но­род­ном маг­нит­ном поле пер­пен­ди­ку­ляр­но ли­ни­ям маг­нит­ной ин­дук­ции; на рас­чет маг­нит­но­го по­то­ка; на при­ме­не­ние за­ко­на элек­тро­маг­нит­ной ин­дук­ции и пра­ви­ла Ленца, на опре­де­ле­ние энер­гии маг­нит­но­го поля, элек­тро­дви­жу­щей силы са­мо­ин­дук­ции и ин­дук­тив­но­сти ка­туш­ки;

– на опре­де­ле­ние пе­ри­о­да, ча­сто­ты и энер­гии сво­бод­ных элек­тро­маг­нит­ных ко­ле­ба­ний в ко­ле­ба­тель­ном кон­ту­ре;

– на при­ме­не­ние фор­мул, свя­зы­ва­ю­щих длину волны с ча­сто­той и ско­ро­стью; на при­ме­не­ние за­ко­нов от­ра­же­ния и пре­лом­ле­ния света, фор­му­лы тон­кой линзы; на ис­поль­зо­ва­ние усло­вий мак­си­му­ма и ми­ни­му­ма ин­тер­фе­рен­ции, фор­му­лы ди­фрак­ци­он­ной ре­шет­ки;

– на при­ме­не­ние за­ко­на вза­и­мо­свя­зи массы и энер­гии;

– на вы­чис­ле­ние ча­сто­ты и длины волны при пе­ре­хо­де элек­тро­на в атоме из од­но­го энер­ге­ти­че­ско­го со­сто­я­ния в дру­гое; урав­не­ния Эйн­штей­на для внеш­не­го фо­то­эф­фек­та;

– на опре­де­ле­ние про­дук­тов ядер­ных ре­ак­ций; на при­ме­не­ние за­ко­на ра­дио­ак­тив­но­го рас­па­да и пра­вил сме­ще­ния при α-, β- рас­па­дах.



МИ­НИ­МАЛЬ­НЫЕ БАЛЛЫ

Пер­вый
про­филь­ный
Вто­рой
про­филь­ный
Все
пред­ме­ты
Бе­ло­рус­ский язык
Рус­ский язык
25–100
бал­лов
10–100
бал­лов
7–100
бал­лов*
Ма­те­ма­ти­ка
Фи­зи­ка
Химия
Био­ло­гия
20–100
бал­лов
10–100
бал­лов
Ис­то­рия Бе­ла­ру­си
Все­мир­ная ис­то­рия
Об­ще­ство­ве­де­ние
Гео­гра­фия
Ино­стран­ные языки
25–100
бал­лов
15–100
бал­лов

* В Уни­вер­си­тет граж­дан­ской за­щи­ты МЧС РБ, Во­ен­ную ака­де­мию РБ, Ин­сти­тут по­гра­нич­ной служ­бы РБ, на во­ен­ные фа­куль­те­ты и спе­ци­аль­нос­ти «Про­из­водст­во, хра­не­ние и пе­ре­ра­бот­ка про­дук­ции рас­те­ние­водст­ва», «Жи­вот­но­водст­во. Ры­бо­водст­во. Пче­ло­водст­во», «Сель­ское стро­и­тельст­во и обуст­ройст­во тер­ри­то­рий», «Ме­лио­ра­ция и вод­ное хо­зяйст­во», «Аг­ро­ин­же­не­рия»


КАК СЧИ­ТА­ЮТ­СЯ БАЛЛЫ ЦТ

A1−A10 1 балл — верно
0 бал­лов — не­вер­но
B1−B20 2 балла — верно
0 бал­лов — не­вер­но


ОФИ­ЦИ­АЛЬ­НАЯ ШКАЛА 2023 ГОДА

Пер­вич­ный балл
Те­сто­вый балл
0
0
1
5
2
10
3
19
4
26
5
31
6
36
7
39
8
42
9
44
10
47
11
49
12
51
13
52
14
54
15
55
16
57
17
58
18
59
19
60
20
61
21
62
22
64
23
65
24
66
25
67
26
68
27
69
28
70
29
71
30
72
31
73
32
74
33
76
34
77
35
78
36
80
37
81
38
83
39
85
40
87
41
89
42
92
43
93
44
94
45
95
46
96
47
97
48
98
49
99
50
100


ЧТО МОЖНО ВЗЯТЬ С СОБОЙ НА ЭК­ЗА­МЕН

На цен­тра­ли­зо­ван­ном те­сти­ро­ва­нии по фи­зи­ке раз­ре­ша­ет­ся поль­зо­вать­ся каль­ку­ля­то­ром, не от­но­ся­щим­ся к ка­те­го­рии средств хра­не­ния, при­е­ма и пе­ре­да­чи ин­фор­ма­ции.